Вопрос-ответ

Вопрос

Системой Консультант плюс разработана должностная инструкция инкассатора частной охранной организации, в функциональные обязанности которого входит: «Получает в соответствии с установленным порядком в кассе Работодателя, кассах клиентов, заказчиков Работодателя денежные средства и ценные бумаги, доставляет их в кредитные организации в соответствии с условиями заключенных договоров с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их полную сохранность.». Можем ли мы пользоваться такой инструкцией?

Ответ

Такие функциональные обязанности не соответствуют Закону РФ от 11.03.1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии со статьей 3 которого в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Вопрос

Автомобиль ЧОО попал в аварию. Нужно ли восстанавливать суммы НДС по такому авто, ликвидируемому в связи с аварией до окончания срока амортизации. В соответствие с письмом Минфина РФ от 18 марта 2011 г. N 03-07-11/61 суммы налога по основным средствам, ликвидируемым в связи с аварией до окончания срока амортизации, в том числе остатки которых приходуются в качестве лома черных и цветных металлов, подлежат восстановлению в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, исчисляются исходя из остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Ответ

Исходя из письма Минфина России от 18.03.2011 N 03-07-11/61 действительно суммы налога по основным средствам, ликвидируемым в связи с аварией до окончания срока амортизации, в том числе остатки которых приходуются в качестве лома черных и цветных металлов, подлежат восстановлению в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, исчисляются исходя из остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Однако, суды отклоняют требования налоговых органов о восстановлении рассматриваемых сумм, разъясняя, что исходя из анализа статей 146, 170 — 172 НК РФ Российской Федерации в случае, если имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, возникает право на налоговый вычет, несмотря на последующие изменения в использовании имущества, при этом НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, списавшего с баланса основные средства по причине их износа или ликвидации, восстановить суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам в недоамортизируемой (неиспользованной) части.
Исходя из Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.2013 N А27-19496/2012 пунктом 3 статьи 170 НК РФ определен исчерпывающий перечень случаев, при которых НДС, принятый к вычету по товарам, в том числе основным средствам, подлежит восстановлению; списание основных средств по причине их демонтажа не входит в указанный перечень. Налоговое законодательство не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, списавшего с баланса основные средства по причине их демонтажа, восстановить суммы НДС в недоамортизируемой (неиспользованной) части.
Как следует из Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.11.2012 N А32-36919/2011, перечень оснований для восстановления НДС, указанный в пункте 3 статьи 170 НК РФ, является исчерпывающим. В нем отсутствует такое основание для восстановления суммы налога, как списание товарно-материальных ценностей, утраченных в результате аварии. Утрата имущества не подпадает под перечень случаев, приведенных в статье 170 НК РФ во взаимосвязи со статьями 39, 146 и другими нормами НК РФ.
ФАС Московского округа в Постановлении от 23.03.2012 N А40-51601/11-129-222 приходит к выводу о том, что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит положений, обязывающих налогоплательщиков восстанавливать суммы налога, исчисленные с остаточной стоимости основных средств, ранее приобретенных для осуществления операций, облагаемых НДС, и списанных до того, как объекты основных средств будут полностью самортизированы, в том числе по причине невозможности их дальнейшего использования в деятельности организаций, таких как поломка, физический и моральный износ и пр.

Вопрос

Наша компания (вид деятельности — розничная торговля) осуществляет продажу подарочных карт, при этом в период праздников компания дарит подарочные карты своим контрагентам и пр. лицам. В учете нашей организации безвозмездная передача подарочных карт и дальнейшее ее отоваривание отображается следующими проводками:
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 02.04.2014г. №37-ФЗ «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период» (далее — Федеральный закон №37-ФЗ) банки, зарегистрированные на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, и банки, действующие на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя (далее — кредитные учреждения), вправе до 1 января 2015 года продолжать осуществление банковской деятельности на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя без получения лицензии на осуществление банковских операций, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации (Банком России), при соблюдении следующих условий:
1) надлежащее исполнение обязательств по договорам, а также предоставление клиентам банковских услуг, связанных с использованием рубля в качестве средства платежа (кроме обмена валюты);
2) уведомление Банка России о продолжении своей деятельности. Указанное уведомление направляется в Банк России в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
3) исполнение требования Банка России о представлении реестра обязательств (информации об обязательствах) перед кредиторами и вкладчиками в порядке и сроки, установленные актами Банка России;
4) представление отчетности и иной информации о своей деятельности в Банк России в порядке и сроки, установленные нормативными и иными актами Банка России;
5) представление в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, копий учредительных документов, информации о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа кредитного учреждения, его заместителях, членах коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, членах совета директоров (наблюдательного совета) кредитного учреждения, лицах, владеющих более чем 10 процентами акций (долей) кредитного учреждения, лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся указанные акционеры (участники), копии банковской лицензии, а для банков, действующих на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, также копии документа (документов), регламентирующего (регламентирующих) деятельность обособленного структурного подразделения банка, информации о руководителе и главном бухгалтере (при его наличии) этого подразделения;
6) исполнение иных требований Банка России, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Просим разъяснить правомерно ли требование налогового органа к налогоплательщику предоставить за 2 квартал 2014 года «Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» с подтверждающими банковскими документами по счету, открытому в Банке ПАО «ЧБРР» Республика Крым. Данный банк лишен лицензии НБУ Украины, и еще не получил лицензию на осуществление банковских операций, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации (Банком России), однако на основании вышеуказанной статьи 3 Федерального закона №37-ФЗ вправе до 1 января 2015 года продолжать осуществление банковской деятельности на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя.

Ответ

В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона 37-ФЗ «Особенности открытия до 1 января 2015 года банковских счетов для лиц, имеющих место жительства (зарегистрированных) на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также особенности открытия банковских счетов в кредитных учреждениях для резидентов Российской Федерации, проживающих (зарегистрированных) в иных субъектах Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города федерального значения Севастополя, устанавливаются нормативными актами Банка России».
Письмом Центрального Банка РФ от 1 апреля 2014 г. N 53-Т «Об открытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) на территории республики Крым и территории города федерального значения Севастополь» на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя открытие банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) осуществляется с учетом особенностей, установленных федеральными законами, регулирующими особенности функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период.
Таким образом, требования части 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в отношении представления резидентами в налоговые органы отчетов о движении средств по счетам (вкладам), открытым в банках за пределами территории Российской Федерации, не применяются в отношении счетов резидентов в банках, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя, указанных в статье 3 Федерального закона №37-ФЗ.
(Письмо ФНС России от 25.07.2014г. №ГД-3-2/2475@, Письмо ФНС России от 14.08.2014г. №АС-3-2/2695@).

Вопрос

Наша компания (вид деятельности — розничная торговля) осуществляет продажу подарочных карт, при этом в период праздников компания дарит подарочные карты своим контрагентам и пр. лицам. В учете нашей организации безвозмездная передача подарочных карт и дальнейшее ее отоваривание отображается следующими проводками:
Дт. 62.Р — Кт. 90.01 — отражена выручка от реализации товара, переданного по подарочной карте;
Дт. 90.03 — Кт. 68.02 — начислен НДС с продажи;
Дт. 90.02 — Кт. 41.01 — отражена себестоимость проданного товара;
Далее списывается задолженность покупателя за счет чистой прибыли следующей проводкой:
Дт. 91.02 — Кт. 62.Р
Таким образом, прошла реализация товара и это наша выручка, независимо от формы оплаты (п.2 ст.249 НК РФ).
В связи с тем, что компания не обладает данными физ.лиц, кому безвозмездно передавались подарочные карты, НДФЛ с номинала подарочных карт не начисляется.
Правильно ли отображены хозяйственные операции в учете компании по безвозмездной передаче подарочной карты, а также компания не должна начислять НДФЛ?

Ответ

Все поименованные Вами хозяйственные операции по безвозмездной передаче подарочной карты номиналом более 100 рублей в учете отражены в соответствии с законодательством, т.к. безвозмездная передача приравнивается к реализации (ст. 39 НК РФ).
Когда карты распространяются бесплатно, в том числе в рекламных целях, НДС со стоимости 100рублей должен быть начислен исходя из продажных цен товаров, на которые планируется осуществить обмен карт, или исходя из номинала карты. Дело в том, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) (Письмо Минфина России от 31 марта 2004 г. N 04-03-11/52. До настоящего времени мнение не изменилось).
Рекомендуем дополнительно сделать следующие проводки:
1. Карты учитывать на счете 006 а расчеты на 009.
2. Восстановить стоимость изготовления карты, ранее принятую для целей налогообложения.

 

При вручении физическому лицу подарка стоимостью не более 4000 руб. организация не является налоговым агентом, такой доход не облагается НДФЛ согласно п. 28 ст. 217 НК РФ (Письма Минфина России от 18.02.2011 №03-04-06/6-34, от 20.07.2010 №03-04-06/6-155).
Если подарочные карты распространяются безвозмездно своим работникам, нужно платить НДФЛ (Письмо Минфина России от 17 сентября 2009 г. №03-04-06-01/240).

 

Дополнительно сообщаем.
Появление нового продукта — подарочной карты должно быть закреплено в маркетинговой политике Вашей организации. Допустим, что подарочная карта появилась для увеличения продаж и увеличения выручки. Выдавая карту, Вы получаете от покупателя беспроцентный кредит по публичной оферте. Приобретение карты покупателем признается полным и безоговорочным акцептом Вашей оферты (п. 3 ст. 438 ГК РФ).
Рекомендуем иметь документ для оферты, где поименованы все нюансы оферты. Например, если программа продажи подарочных карт со временем предполагает снижение номинала карты то клиент, купивший карту, заранее с этим согласился.
Продажа подарочных карт происходит за наличный расчет с применением ККТ (Письмо УФНС России по г. Москве от 4 августа 2009 г. №17-15/080428).
Денежные средства от продажи подарочных карт выручкой в бухгалтерском учете признаваться не будут, т.к. такие поступления не соответствуют требованиям п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»: с продажей карты право собственности на продукцию к покупателю не переходит.
Корреспондирующие счета  
Содержание операции 
Дебет 
Кредит  
44
60
Отражены расходы на изготовление и доставку карт
006
Организацией получены от поставщика подарочные карты (по условной оценке карт)
009
Приняты к забалансовому учету обязательства по переданным клиентам подарочным картам (по номиналу карты) т.е. это возникновение связанных с выдачей карты обязательств.
50
62
Отражены денежные поступления от продажи подарочной карты
62
98-1
Отражены доходы, относящиеся к будущим продажам (при обмене карт на товары)
76
68
НДС с сумм частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (п. 1 ст. 154 НК РФ). Налог при этом исчисляется по расчетной ставке 18/118.
98-1 (50)
90-1
Продажа товара по подарочным картам и денежным средствам (доплата клиентами недостающих сумм наличными деньгами)
90-2
68
НДС, начисленный при реализации товара
68
76
НДС, начисленный при продаже подарочной карты, будет принят к вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).
90-2
44
Списывается себестоимость товаров, переданных в обмен на карты (включая стоимость изготовления самих карт)
006
Списание карт, переданных клиентам
009
Списывается с забалансового учета стоимость подаренных товаров — по мере передачи подарков
009
Списывается с забалансового учета остаток невостребованных обязательств по подарочным картам после истечения срока их действия (периода действия карты или акции)

 

НДС.
При продаже подарочной карты организация начисляет НДС с сумм частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (п. 1 ст. 154 НК РФ). Налог при этом исчисляется по расчетной ставке 18/118. При обмене карт непосредственно на товар стоимость товара, оплаченная картой и наличными деньгами (или только картой), облагается по ставке 18 процентов. Затем НДС, начисленный при продаже подарочной карты, будет принят к вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).
Если товары по подарочным картам продаются физическим лицам за наличный расчет, то оформления счета-фактуры в этом случае не требуется, но только при условии выдачи кассового чека.
Если подарочную карту приобретает юридическое лицо, то при получении денег за нее нужно выставить счет-фактуру не позднее пяти календарных дней с этого момента (п. 3 ст. 168 НК РФ) (Письмо Минфина России от 6 марта 2009 г. №03-07-15/39).

 

Налог на прибыль.
Расходы на изготовление, доставку и хранение карт, которые будут проданы, включаются в расходы по налогу на прибыль в полном объеме (ст. 252 НК РФ).
Организации, использующие метод начисления, доход отражают в момент и в том квартале, когда товар будет реализован покупателю или срок действия так и не отоваренной карты истечет.
В последнем случае номинал карты следует включить в состав внереализационных доходов как полученный безвозмездно (п. 8 ст. 250 НК РФ). Расходы на изготовление, доставку и хранение этих карт включаются во внереализационные расходы (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Вопрос

Как часто охранник 4-го разряда должен проходить медицинское обследование в результате которого выдается медицинское заключение по форме № 046-1 «Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на право приобретения оружия»?

Ответ

Исходя из требований нормативных актов* охранник 4-го разряда должен проходить медицинское обследование в результате которого выдается медицинское заключение (по форме № 046-1) — 1 раз в 5 лет перед прохождением периодической проверки и перед продлением срока действия удостоверения частного охранника. У охранников 4-го разряда эти сроки совпадают.
И только косвенно, исходя из срока действия медицинского заключения, которое действительно 1 год, можно предположить, что охранники 4-го разряда должны проходить медицинское обследование ежегодно.

* Справочно:
— пункт 8 Приказа МВД РФ от 15.07.2005г. №568 «О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств»;
— пункт 3 Приложения №7 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. №587 «Правила выдачи и продления органами внутренних дел срока действия удостоверения частного охранника».

Вопрос

Принимаются ли к учету документы, прилагаемые к авансовым отчетам, не имеющие построчного перевода на русский язык?

Ответ

Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Такое требование содержится в п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с учетом положений ст. 68 Конституции РФ, п. 1 ст. 16 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»).
По данному вопросу существует и арбитражная практика: Постановления ФАС Дальневосточного округа от 24.01.2007, 17.01.2007 N А51-5863/06-37-142, ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2007 по делу N А21-6822/2006.
В одном из решений суд сделал вывод, что налогоплательщик расходы документально не подтвердил, так как представленные документы не переведены на русский язык.
Приведенная позиция соответствует и мнению Минфина России, изложенному в Письме от 03.11.2009 N 03-03-06/1/725.
Однако ФАС Московского округа в Постановлении от 07.04.2009 N КА-А40/2620-09 придерживается иной точки зрения. Судьи указали, что счет гостиницы по оплате услуг за проживание, а также авиабилеты не являются первичными документами, которыми оформляются хозяйственные операции при расходовании денежных средств, поскольку данные документы не содержат всех обязательных реквизитов, которые перечислены в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Следовательно, довод налогового органа о необоснованности расходов организации был отклонен как противоречащий п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
Таким образом, организация может принять к учету документы, не имеющие построчного перевода на русский язык и не относящиеся к первичным. При этом нужно учитывать, что данные действия могут привести к спорам с контролирующими органами и свою позицию организации, возможно, придется отстаивать в судебном порядке.

Вопрос

При присвоении разрядов как внести изменения в штатное расписание?

Ответ

Изменения в штатное расписание вносятся путем издания соответствующего приказа за подписью руководителя организации. Изменения вносятся при введении и сокращении штатных единиц, переименовании отдельных должностей, установлении новых окладов. После издания указанного приказа штатное расписание, как правило, составляется в новой редакции. При внесении незначительных изменений в течение года допускается оформлять приложение к основному штатному расписанию аналогичной формы, содержащей только внесенные изменения.

Вопрос

В какой срок организация — налоговый агент обязана представить в налоговый орган сведения о доходах физических лиц и суммах НДФЛ за прошедший налоговый период?

Ответ

В силу п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Указанные лица именуются налоговыми агентами.
В силу п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога, в соответствии с настоящей статьей, производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
На основании п. 2 ст. 230 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон N 229-ФЗ)) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанные сведения налоговыми агентами представляются в налоговые органы по месту их учета на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций.
Налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц.
При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.
Налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей места нахождения организаций могут предоставлять отдельным организациям право представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях.
Законом N 229-ФЗ положения п. 2 ст. 230 НК РФ изложены в новой редакции, согласно которой налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Данные изменения, согласно п. 2 ст. 10 Закона N 229-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2011.
Следовательно, после вступления в силу Закона N 229-ФЗ предельный срок представления в налоговый орган сведений о доходах физических лиц, суммах НДФЛ за прошедший налоговый период не меняется.
Таким образом, организация — налоговый агент обязана представить в налоговый орган сведения о доходах физических лиц и суммах НДФЛ за прошедший налоговый период не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, как до 01.01.2011, так и после указанной даты.

Вопрос

Можно ли плательщику налога на прибыль подтвердить расходы только чеком ККТ?

Ответ

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
По мнению Минфина России, кассовые чеки признаются для целей налогового учета первичными учетными документами, подтверждающими фактическое осуществление затрат по приобретению за наличный расчет товаров (работ, услуг) (Письма Минфина России от 17.09.2008 N 03-03-07/22, от 03.04.2007 N 03-03-06/1/209).
Между тем необходимо учитывать, что кассовый чек не соответствует понятию первичного учетного документа, установленному п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, поскольку в нем отсутствуют подписи должностных лиц, кассовый чек не является документом, достаточным для подтверждения произведенных расходов (например, при осуществлении затрат на ГСМ, приобретении услуг, работ и др.). В связи с этим налогоплательщик вправе подтвердить произведенные расходы кассовым чеком, однако для учета расходов в целях налогообложения наряду с кассовым чеком необходимы и другие документы (путевые листы, акты оказанных услуг, выполненных работ, договоры и т.д.).

Вопрос

Заявление о предоставлении имущественного вычета может поступить работодателю в течение налогового периода. Возможно ли, учитывая положения п. 3 ст. 226 НК РФ, предоставление налогоплательщику имущественного вычета по НДФЛ с начала налогового периода независимо от месяца, в котором налогоплательщик представил заявление?

Ответ

В соответствии с п.3 ст.220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп.2 п.1 этой статьи, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет.
При этом в случае обращения к работодателю за предоставлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением. Таким образом, работодатель предоставляет налогоплательщику имущественный налоговый вычет с месяца представления им уведомления налогового органа о подтверждении права на вычет.
А вот порядок возврата излишне удержанных сумм налога установлен ст. 231 НК РФ. В соответствии с абз. 4 п. 1 этой статьи возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении. Возможность возврата сумм излишне удержанного налога на доходы физических лиц путем выплаты налогоплательщику наличных денежных средств ст. 231 НК РФ не предусмотрена.